Den99 - Alex_A [E81]
1.e4 g6 2.d4 Bg7 3.c4 c5 4.d5 d6 5.Nc3 Nf6 6.f3 0–0
Ходом 6.f3
белые обозначили свой план: длинная рокировка и атака черного короля после g4,
h4 и h5 ,вскрывая линию «h» и пугая матом, причем Rh1 будет развита, не сделав ни одного хода. Что этому
могут противопоставить черные? Быстрое развитие и встречная атака белого
короля.
7.Be3 Nbd7 8.Qd2 Ne5 9.0–0–0 Qa5
10.g4 (возможно было 10.Bh6)
Казалось бы, белые опережают черных в атаке на своем
фланге! (Пока черные сыграют a6, Bd7, b5 белые
успеют h4, h5). Теория гласит, а практика подтверждает, что при разносторонних
рокировках побеждает тот, кто быстрее открывает линии против резиденции
неприятельского короля и начинает первым атаковать. В общем – промедление
гибели подобно, поэтому
10…b5!
Прием достаточно известный и типичный в позициях
подобного рода. Грозит 11…bc , а на 11.Nxb5 есть 11…Qxa2
11.cxb5 a6!
Продолжая расчищать линии против резиденции белого
короля
12.bxa5
Заслуживало внимания 12. b6!? не давая вскрыть еще и линию «a». После жадного хода в
партии последовало жестокое наказание.
12…Bxa6?! 13.Bxa6 Rxa6
Ладья готовится (на всякий случай) для возможного
сдвоения. Началась конкретная игра, и неожиданно выясняется, что белые,
приобретая материал, здорово развили черных, а сами отстали в развитии.
14.Qe2
Грозило 14…Nс4, а теперь сказывается слабость белых полей.
14…c4 15.Bd4
Пытаясь привлечь к защите слона и прикрыть слона
Гуфельда(Bg7),
могущего доставить большие неприятности, белые продолжают делать ходы уже
развитыми фигурами, тогда как черные подтягивают последние резервы для атаки
белого короля.
15…Nfd7
Грозит шах на d3.
16.Kb1 Rb8
Все! Пришла последняя тяжелая черная фигура, не участвовавшая
в атаке. Тяжелые фигуры, буквально физически давят по открытым линиям «a» и «
b». Развязка не за горами.
17.Rd2
Белые пытаются прикрыть вторую горизонталь, защищаясь
от Nd3 и
возможного сдвоения ладей по линии «b» (см. примечание к 13-му ходу черных).
17…Nc5
После этого хода все черные фигуры приготовились к
завершающим ударам. Спасения нет (с какого момента?). Грозит 18…Nd3 и далее 19...B:с3.
18.Rc2
Прикрывая пункт «с3», но уже ничто не может спасти (слишком
много «черных» угроз, слишком много фигур участвует в атаке). Партия
выигрывается несколькими способами: ход в партии наиболее эффективный и быстрее
всего ведущий к цели. Rh1 и Ng1 издали с тоской наблюдают за расправой над своим
монархом.
18…Nb3
Белые сдались 0-1
Выводы:
·
при
разносторонних рокировках необходимо как можно быстрее открывать линии против
неприятельского короля (10…b5! 11.cxb5 a6!)
·
сочетать
атакующие действия с защитой (12. b6!?)
·
не жадничать в ущерб
развитию (промедление гибели подобно: 12.bxa5)
Главный вывод:
Ходы – есть кирпичики
«здания» И Д Е И! Идея первична, именно поэтому компьютеры не будут играть
сильнее людей при наличии равных условий. В поединке Компьютер + человеческие
базы против Человек (со своими базами) + Компьютер, компьютера обречен…
Продолжение следует…